|
|
|
|
|
|
НЕИССЯКАЕМЫЙ
ИСТОЧНИК |
|
|
 |
|
|
Отношение руководителей Советского
Союза к церкви сводилось к лозунгу «Религия — опиум
для народа». Отношение верхушки нового российского государства
— при том, что у его руля остались в основном бывшие
партийные чины — к Русской православной церкви изменилось
кардинально. Видимо, власть в отсутствие четкой идеологической
основы своего правления поняла, что православие в какой-то
мере может эту основу заместить — хотя бы внешне. Теперь
присутствие высших лиц государства на торжественных
молебнах стало традицией. Нередко в спорных ситуациях
«власти предержащие» апеллируют к мнению церковных иерархов,
стремясь подкрепить свои действия их авторитетом. Телевидение
транслирует религиозные праздники; растет количество
храмов, переданных Русской православной церкви и восстановленных
силами приходских общин, увеличивается число прихожан.
Однако жизнь храма, вопреки распространенному представлению,
не ограничивается богослужениями — для православной
церкви естественно помогать «страждущим» (в современных
терминах — людям, относящимся к социально незащищенным
категориям). Получается, что сегодня РПЦ (до сих пор
формально отделенная от государства) берет на себя функцию
социальной защиты населения, с которой наше государство
пока явно не справляется. |
Центр
«Живоносный источник» был образован при Храме Иконы
Божьей матери Живоносный Источник, что в Царицыне,
для реализации разнообразных социальных программ,
непосредственно не связанных с богослужебной жизнью.
Здесь действует воскресная школа, проводятся беседы
по истории и традициям православия. Работает общеобразовательная
школа, православная библиотека, издаются нотные сборники
церковных песнопений, организуются поездки по отдаленным
монастырям и храмам. Однако есть в Центре и программы
чисто социальной направленности.
Например,
созданная в Центре группа милосердия работает в доме-интернате
№ 8 с детьми с тяжелыми соматическими поражениями
нервной системы. Многие из них не могут даже сидеть
и никак не реагируют на окружающий мир. Эти дети считались
бесперспективными в плане обучения — в интернате даже
не было ставки преподавателя. Усилиями группы милосердия
при финансовой поддержке программы АРО был налажен
хороший уход и медицинское обслуживание более 100
детей из интерната. В результате некоторых детей удалось
перевести в разряд обучаемых.
Такие
позитивные сдвиги, по словам директора Центра, священника
царицынского храма отца Михаила (Потокина), связаны
с тем, что «подход группы милосердия принципиально
отличается от подхода сотрудника интерната, который
пришел к детям, чтобы отработать свою зарплату и выполнить
служебные обязанности. Работать в группе милосердия
очень тяжело, и психологическая нагрузка не компенсируется
никакими деньгами; это не служба — это служение. Мы
поняли, что таким детям помогает именно внимание,
уход и тепло, а не лечение как таковое, ведь болезни,
которыми они страдают, не поддаются излечению. Наши
сотрудники относятся к детям не формально, а, если
так можно выразиться, по-матерински. Конечно, полностью
заменить мать они не могут — можно говорить лишь о
материнском подходе. У них устанавливаются личные
отношения с каждым ребенком, и это способствует улучшению
его состояния. Многие дети начинают проявлять интерес
к окружающему миру, общаться — с помощью жестов, звуков,
увеличивается их двигательная активность. То есть
наблюдается объективная положительная динамика. Но
главное — нам за эти годы удалось изменить сложившийся
стереотип по отношению к таким детям, удалось показать,
что при всей тяжести их состояния возможно добиться
хороших результатов, а значит, у них появляется некая
жизненная перспектива».
***
Еще
одна долговременная социальная программа Центра связана
с сотрудничеством с ЦСО района Царицыно. Особенно
пристальное внимание уделяется работе с детьми, в
том числе в группе коррекции, которую посещают ребята
из малоимущих, неполных, многодетных семей. По мнению
М.А. Потокина, «большинство проблем этих детей вызваны
сложной обстановкой в семье, поэтому основа нашей
работы — семейный подход. Психологи проводят беседы
и с детьми, и с их родителями, объясняя им, что когда
теряется внутренняя связь членов семьи, то это в первую
очередь сказывается на ребенке. Ведь можно жить рядом
с человеком, в одной квартире, и при этом как будто
не встречаться с ним: не знать его проблем, не общаться,
не интересоваться его жизнью — таких семей сейчас
много. Проблемы семейные оборачиваются внутренними
проблемами ребенка, и наоборот, родительское тепло
и любовь дают ему силы для личностного роста. Мы можем
дать ребенку одежду, обувь, позаботиться о его питании,
но если в семье он не получает материнского тепла,
заботы, если он не общается с родителями, то такой
ребенок чаще всего оказывается потерянным. Потому
что ему прежде всего не хватает человеческого общения,
которое он может получить только в семье, где он проводит
большую часть времени и где происходит формирование
личности. Когда родители не просто формально заботятся
о своих детях, а отдают им часть своего времени, часть
своего «я», часть своего тепла — это для них самое
дорогое, самое ценное, то, чего все дети ждут и ищут.
Мы пытаемся восстановить нормальные отношения в семье,
восстановить семейный очаг, вследствие чего изменяется
и поведение детей — уходит напряженность, возникает
интерес к учебе, к позитивной деятельности. В ЦСО
района Царицыно в скором времени откроется отделение
для детей-инвалидов. Дети-инвалиды особенно нуждаются
в живом, человеческом подходе, потому что им сложнее,
чем здоровым детям, себя реализовать, и этот подход,
это тепло мы постараемся им дать».
***
Есть
в Центре и молодежная группа — в течение ряда лет
здесь собираются ребята, чтобы пообщаться, задать
священнику интересующие их вопросы. Как полагают сотрудники
центра, их задача — не пытаться «давить» на молодых
людей своим авторитетом и жизненным опытом, не читать
мораль. Ведь у них формируется мировоззрение, и ребята
хотят высказать свой взгляд на мир, выразить себя.
Поэтому им в Центре не навязывают никаких программ
— ребята сами находят направления деятельности, которые
им интересны, сами определяют темы для беседы со священником,
организуют разнообразные поездки.
Также
православный Центр пробует такую новую для себя форму
работы с молодежью, как военно-патриотическое воспитание.
Такая группа начала работать всего месяц назад, но
ее популярность стремительно растет — сейчас ее посещают
около 50 человек в возрасте от 13 до 16 лет — в основном,
конечно, юноши, но есть и девушки. Ребята занимаются
в клубе Юных спасателей, налаживают отношения с военными
частями — летом планируют выезжать в военные лагеря,
по договоренности с соседней школой приведут в порядок
тир. Кроме того, им преподается курс истории православия
и курс военной истории.
При
этом сотрудники Центра отдают себе отчет в том, какие
подводные камни могут быть в военно-патриотической
работе. М.А. Потокин уверен, что «удастся удержать
военно-патриотическую группу под контролем. Если мы
заметим какие-то проявления национализма или лже-патриотизма,
мы сможем повлиять на них и скорректировать. Мне кажется,
при работе с подростками надо учитывать их возрастные
особенности. Когда сил много, а девать их некуда,
растет агрессивность. В Москве у молодежи практически
нет возможности эту энергию расходовать — спортивных
клубов, стадионов, бассейнов крайне мало. Наше государство
это не заботит, а вот РНЕ и другие националистические
организации за счет такой молодежи пополняют свои
ряды. Мы пытаемся дать этой молодой энергии безопасный
для общества выход и таким образом противостоять распространению
влияния в молодежной среде организации скинхедов».
***
Также
в Центре «Живоносный источник» на протяжении нескольких
лет существует служба психологической помощи. Наш
корреспондент задал несколько вопросов психологу Центра,
кандидату психологических наук Андрею Феликсовичу
Копьеву.
— Скажите,
к вам обращаются только люди православные, воцерковленные?
— Никаких ограничений конфессионального
характера для тех, кто приходит на консультацию к
психологу, нет — это чисто благотворительная, социальная
программа Центра. Конечно, тот факт, что консультации
проходят в Православном центре, не может не сказываться
на нашем контингенте: сюда не идут люди с ярко выраженной
агрессией, наоборот, значительный процент тех, кто
уже имеет опыт саморефлексии, кто сам пытается разобраться
в своих внутренних проблемах. В целом же людей воцерковленных
среди клиентов психолога не более 20 процентов.
— Считается, что глубоко
верующему человеку психологическая помощь в принципе
не нужна — вера приносит гармонию и покой в его душу,
а при возникновении каких-либо проблем для него лучшим
психологом является его духовник.
— Это справедливое
замечание. Однако же у священника в церкви все-таки
свои строго определенные функции — он совершает Таинства,
богослужения, и у него порой нет возможности вести
беседы со всеми прихожанами, особенно в условиях столичного
храма. Конечно, есть исповедь, на которой человек
раскрывает свою душу, но и для нее существуют некие
правила, поэтому часто у человека остается чувство
неудовлетворенности. Ему кажется, что он не до конца
высказался. Русский же человек очень нуждается в собеседнике,
ему крайне важен диалог — чтобы его выслушали, поняли,
посочувствовали. И такую возможность предоставляет
ему именно психолог, а не члены семьи или друзья.
Ведь близким людям объективно взглянуть на ситуацию
мешает их «близость», включенность в его проблемы.
— Вы сказали, что от
психолога требуется сочувствие. Но считается, что
психолог в своей работе не должен эмоционально подключаться
к проблемам клиента, его роль — отстраненный наблюдатель.
— Безусловно, определенная
дистанция между клиентом и психологом всегда сохраняется.
Но при общении с человеком я скорее опираюсь на свою
интуицию и жизненный опыт, чем на психологические
методики при выявлении его проблем. Мне кажется, что
такой «технологический подход» к человеку порой не
помогает, а мешает его понять. Знаете, люди очень
тонко чувствуют, когда строго по методикам имитируют
сочувствие, и очень негативно на это реагируют. Так
что эмоциональное сопереживание должно быть только
искренним.
— Можно ли каким-то
образом систематизировать проблемы, с которыми идут
к психологу, и существуют ли сейчас какие-то отличия,
от, скажем, советского времени?
— В советское время,
когда мы жили в традиционном обществе, существовали
идеологические препоны для психологической помощи
— считалось, что советскому человеку психолог ни к
чему. А вообще сейчас, как и всегда, людей волнуют
сложные отношения с родителями (детьми), они испытывают
неуверенность в будущем, тревогу, боятся одиночества.
Подавляющее большинство моих клиентов — женщины. Это
вполне объяснимо, ведь женщины — существа более эмоциональные
и ранимые, чем мужчины. К тому же для них, как правило,
неприемлемы способы снятия стресса, к которым обычно
прибегают мужчины — например, алкоголь. Сегодня многие
личностные проблемы связаны с недостатком материальных
средств — когда денег не хватает даже на питание или
же нельзя разъехаться с бывшим мужем или женой, психологическое
состояние человека оставляет желать лучшего.
— Да, невозможность
обеспечить себе и своей семье нормальные материальные
условия является мощным источником психологического
дискомфорта. Что же делает психолог в том случае,
если видит: улучшить психологическую ситуацию можно
с помощью финансов?
— Поступаю по принципу,
который сформулировал Несчастливцев в «Лесе» А.Н.
Островского: «Денег я тебе, Аркаша, не дам, а пожалеть
— пожалею». Ведь многим людям действительно становится
легче на душе, когда кто-то хоть на время разделил
их проблемы. Иногда я, руководствуясь собственным
опытом, даю человеку совет прийти в храм — то, что
я принимаю в стенах Православного центра, позволяет
мне это сделать. Мне кажется, тот факт, что человек
пришел со своими проблемами не в поликлинику, не в
диспансер, а в Православный центр, свидетельствуют
о том, что он — пусть бессознательно — ищет пути к
Богу.
***
В
Центре Живоносный источник работает общеобразовательная
школа, где кроме обычных предметов, преподается церковно-славянский
язык и закон Божий.
За
годы работы в школе появились и свои традиции. Одна
из них — в пасхальную седмицу ученики школы совершают
крестный ход от здания Православного Центра до храма
Живоносный Источник, расположенного в Царицынском
парке. Процессия идет — с хоругвями, исполняя пасхальные
песнопения — по улицам, мимо жилых домов и дворов,
затем поднимается на мост над железной дорогой. Зрелище
настолько необычное, что по пути к ней — видимо, захваченные
приподнятым, радостным настроением — присоединяется
немало жителей района. Обычно к царицынскому храму
подходит людей заметно больше, чем было в начале пути.
Так было на протяжении последних нескольких лет, так
будет и в этом году — в пасхальную неделю крестный
ход отправится от Православного Центра к храму. И
опять люди будут присоединяться к нему по пути — возможно,
этот путь станет для кого-то началом Дороги к храму.
Анна Белокрыльцева
|
|
Другие статьи номера на данную
тему:
ЧТО ТАКОЕ
ПАСХА? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|